Этим Вы окажете большую помощь науке и медицине. См. подробнее: http://solidstate.karelia.ru/~yura/pyldin/yura/computing.htm |
1. ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время, в связи с широким распространением персональных компьютеров и Internet'а, появилась новая возмож- ность - дистанционное обучение. Сеть Internet растет экспонен- циально, приблизительно удваивая свои размеры ежегодно, и такой рост наблюдается в течении последних семи лет. Понятно, что глобальная сеть является одним из лучших средств, с помощью которого можно представить всему миру необходимые публикации. Сетью сейчас пользуются практически все ВУЗы и даже некоторые школы. Понятно, что внедрение Internet'а в учебные заведения должно как-то сказаться на методике преподавания того или иного предмета. Internet - это не только средство, где учащиеся могут получать дополнительную информацию. Совре- менные технологии дали возможность организовать так называемое дистанционное обучение. Например, приведем такую схему. На лекциях преподава- тель рассказывает ученикам основы курса, а ученики, имея выход в сеть, получают дополнительную информацию. Эта дополнительная информация может быть взята как из необъятных мировых ресурсов глобальной сети, так и из так называемого электронного учебни- ка, который разработан специально для читаемого курса. Ученик может так же использовать средства электронной почты для связи с преподавателем. К электронному учебнику должна прилагаться программа дистанционного самоконтроля. Таким образом, ученик, прочитав учебник, может оценить свои знания. Программа дистанционного самоконтроля должна быть дос- тупна ученику вместе с учебником, т.е. из учебника должна быть сделана ссылка на нее. Таким образом, эта программа должна удовлетворять формату документов HTML, чтобы с ней можно было работать прямо в Internet'овском броузере. Конечно, можно сде- лать эту программу в виде EXE-файла (например, написать ее на языке Си или Паскаль). Но тогда ученику придется ее переписы- вать на свой компьютер, а это не всегда удобно, в особенности, если компьютер не личный. Куда эстетичнее написать программу в HTML-формате и пользоваться ею, не "выходя из Internet'а". Та- ким образом, далее следует поговорить о языках программирования Java и JavaScript, которые и позволят эту идею осуществить. 2. JavaScript. Сам по себе язык HTML, на котором создаются документы для Internet'а является пассивным. Его даже нельзя назвать языком программирования. Он позволяет размещать на Web-странич- ке текст, картинки, организовывать ссылки, но не позволяет сде- лать Web-страничку активной. Связанные с языком Java технологии завоевали Internet, и вполне заслуженно, потому что они внесли выполняемые элементы в документы World Wide Web. Выполняемые элементы представляют собой программы, которые вложены в эти документы и выполняются внутри них. Именно Java-технология обеспечила возможность встраивать в Web-странички, созданные с помощью языка HTML, не- большие программы на языке Java, называемые апплетами. Следует сказать об отличиях языков Java и JavaScript. JavaScript является интерпретируемым языком, в то время как Java - компилируемый. В случае использования языка Java, HTML-документ и программа находятся в разных файлах. Java-программа должна быть заранее откомпилирована в байт-код. Программа на языке JavaScript размещается прямо в HTML-доку- менте в виде исходного текста и автоматически компилируется в байт-код при загрузке документа в броузер. Для авторов HTML-документов язык JavaScript представ- ляет важный шаг вперед на пути к созданию HTML-приложений, которые взаимодействуют с пользователем. Таким образом, глав- ной целью языка JavaScript является обеспечение активного взаи- модействия HTML-документов с пользователем. Этот язык не пре- тендует на то, чтобы быть полномасштабным языком программирова- ния, такими как Java и Си. Скорее, он является расширением язы- ка HTML, облегчающим работу пользователя с конкретным броузе- ром. Язык JavaScript расширяет возможности стандартных HTML-дескрипторов, позволяя объектам Web-страницы взаимодейст- вовать со своими свойствами и объектами. Еще одно удобство JavaScript заключается в том, что этот язык имеет тот же син- таксис, что и Си. Это позволяет значительно сократить время его изучения. С помощью языка JavaScript можно перейти от простого написания HTML-документов к деятельности, которую можно назвать HTML-программированием. Все события, происходящие в броузере, например, нажатие кнопки или переход к другой странице, может обнаружить и обработать JavaScript-программа. Язык JavaScript базируется на объектно-ориентированной модели данных. При программировании необходимо учитывать струк- туру объектов. Все объекты можно разделить на 3 группы: это объекты броузера, внутренние объекты JavaScript и объекты, свя- занные с языком HTML. С объектами связаны методы, которые поз- воляют управлять этими объектами и, в некоторых случаях, изме- нять их содержимое. Так же есть возможность создавать собствен- ные методы объектов. 3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. Программу можно разделить на 2 части: пассивную и ак- тивную. При загрузке программы в броузер пользователь на экра- не видит только пассивную часть. Проходящий самоконтроль поль- зователь должен отметить с помощью мыши правильные ответы на все 45 вопросов. После этого необходимо нажать кнопку "ГОТОВО", которая находится в самом конце Web-странички. После нажатия этой кнопки включится активная часть, написанная на JavaScript, и откроется окно, где будет выведено число заданных вопросов, число правильных и неправильных ответов, а также оценка. Программа основана на организации в HTML-документе форм и их обработке. Форма - это область гипертекстового документа, которая создается при помощи контейнера <FORM>...</FORM> и со- держит элементы, позволяющие пользователю вводить информацию. Существуют несколько разновидностей форм - поля ввода (text field), области текста (text area), контрольные переключатели (checkbox), селекторные кнопки (radio button), списки (selection list) и другие. Всем перечисленным элементам в языке JavaScript соответствуют отдельные объекты. Программы могут обрабатывать формы непосредственно, получая значения, содержа- щиеся в необходимых элементах. В данной программе использован объект radio для выбора ответа на вопрос. Объект radio представляет собой селекторную кнопку (radio button), определяемую в HTML-форме. Селекторные кнопки позволяют выбрать только один из предлагаемых вариантов. Объект radio, как уже говорилось, является свойством объекта form и должен содержаться в контейнере <FORM>...</FORM>. Син- таксис HTML-дескриптора, определяющего селекторную кнопку, следующий: <INPUT type="radio" name="radioName" value="buttonValue" [checked] [onClick="handlerText"]>текст В атрибуте name задается имя селекторной кнопки. Необходимо помнить, что кнопки, принадлежащие к одной группе, должны иметь одинаковые значения атрибута name. Значение атрибута value возвращается серверу при передаче формы. С помощью атрибута checked можно выбрать, какая кнопка будет включена по умолча- нию. Атрибут onClick позволяет при нажатии этой кнопки активи- зировать необходимую JavaScript-функцию (это в описываемой программе не используется). Как уже говорилось, для вызова JavaScript-функции, ко- торая обрабатывает введенные результаты, используется кнопка типа button, расположенная в конце HTML-документа. Кнопка (button) - это область окна, которая реагирует на щелчки мыши и может активизировать оператор или функцию языка JavaScript при помощи атрибута события onClick. Кнопки также являются свойст- вами объекта form и должны заключаться в дескрипторы <FORM>...</FORM>. Синтаксис следующий: <INPUT type="button" name="buttonName" value="buttonText" [onClick="handlerText"]> Атрибут name задает имя кнопки, и в языке JavaScript ему соот- ветствует свойство name объекта button. Атрибут value опреде- ляет надпись на кнопке. А с помощью атрибута onClick указыва- ется необходимая функция, которая активизируется при нажатии на кнопку. Перейдем теперь к активной части описываемой программы дистанционного самоконтроля. Эта часть расположена в заголов- ке HTML-документа, внутри дескрипторов <SCRIPT>...</SCRIPT>, как того требуют правила написания HTML-документов. Внутри этих дескрипторов расположена всего одна функция seeResult, которая активизируется при нажатии кнопки "ГОТОВО", анализирует вве- денные ответы и выводит результат. Эта функция небольшая и устроена довольно просто. Сна- чала создается массив правильных ответов, определяются началь- ные значения переменных. Далее выполняется цикл, который и про- изводит сравнение эталонных ответов с ответами, введенными пользователем. И наконец, производится вычисление и вывод оцен- ки. Для создания массива использован конструктор Array(). За- полнение массива правильными ответами производится с помощью обычного оператора присваивания. Самое важное - это получить JavaScript-функции данные о введенных ответах. Для этого ис- пользуется следующий оператор: if (document.forms[x].elements[answc[x]].checked) res+=1; Здесь x - переменная цикла от 1 до числа вопросов (45), а answc - массив правильных ответов. Следует отметить, что это не единственный способ получить информацию о состоянии объектов типа form на Web-страничке. Существует еще около четырех спо- собов обращения к нужной радиокнопке, например так: document.buttons.radioName[i] Но в этом случае вместо цикла и одного if пришлось бы написать 45 раз if, так как в таком обращении требуется сообщить и имя группы переключателей (а этих имен, как уже говорилось выше, должно быть столько, сколько групп радиокнопок, т.е. столько, сколько вопросов). Вот почему и применено обращение к радиок- нопкам при помощи массива elements. Наконец, вывод результатов производится с помощью метода alert. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Описанная программа дистанционного самоконтроля сдела- на довольно просто, поэтому она без каких-либо переделок работа- ет и в MicroSoft Explorer, и в Navigator любой версии, начиная с 2.2. О дистанционном обучении следует сказать следующее. Как бы не совершенствовался Internet, и как бы не увеличивалось чис- ло его пользователей среди учащихся, дистанционное обучение ни- когда не вытеснит классическое. Программы дистанционного обуче- ния и самоконтроля будут лишь дополнением к основному курсу.