Этим Вы окажете большую помощь науке и медицине. См. подробнее: http://solidstate.karelia.ru/~yura/pyldin/yura/computing.htm |
Министерство образования Российской Федерации
Петрозаводский государственный университет
им. О. В. Куусинена
Кафедра физики твёрдого тела
Квалификационная работа
Разработка программы дистанционного самоконтроля
по курсу "Технология СБИС"
Выполнил:
Студент
IV- го курсафизико- технического факультета
группы 21401
Кузнецов Ю. В.
Научный руководитель
к. ф.- м. н.
доцент КФТТ ПетрГУ
Климов И. В.
Петрозаводск 1999
СОДЕРЖАНИЕ
№ Страницы
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. 4
1. 1. Обзор существующих программ дистанционного
обучения и самоконтроля. 4
1. 2. Обзор программных средств. 11
1.2.1. Язык HTML. 11
1.2.2. Язык Java.
121.2.3. Язык JavaScript. 12
Глава 2. ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. 14
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ. 16
3.1. Логическая структура программы и подбор материала
при составления вопросов.
163.2. Математическая структура программы. 17
Глава 4. ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ. 22
ВЫВОДЫ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ: Листинг программы.
28
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время, в связи с широким распространением персональных компьютеров и Internet'а, появилась новая возможность - дистанционное обучение. Сеть Internet растет экспоненциально, приблизительно удваивая свои размеры ежегодно, и такой рост наблюдается в течении последних семи лет. Понятно, что глобальная сеть является одним из лучших средств, с помощью которого можно представить всему миру необходимые публикации.
Сетью сейчас пользуются практически все ВУЗы и даже некоторые школы. Понятно, что внедрение Internet'а в учебные заведения должно как-то сказаться на методике преподавания того или иного предмета. Internet - это не только средство, где учащиеся могут получать дополнительную информацию. Современные технологии дали возможность организовать так называемое дистанционное обучение.
Например, приведем такую схему. На лекциях преподаватель рассказывает ученикам основы курса, а ученики, имея выход в сеть, получают дополнительную информацию. Эта дополнительная информация может быть взята как из необъятных мировых ресурсов глобальной сети, так и из так называемого электронного учебника, который разработан специально для читаемого курса. Ученик может так же использовать средства электронной почты для связи с преподавателем. К электронному учебнику должна прилагаться программа дистанционного самоконтроля. Таким образом, ученик, прочитав учебник, может оценить свои знания.
Цель работы - создание интегрированной системы обучения на основе электронного учебника "Технология СБИС".
Глава 1.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
В этой главе рассматриваются существующие программы обучения и контроля знаний, предназначенные для дистанционной работы, а так же программные средства, которые применяются для их разработки.
1. 1. Обзор существующих программ
дистанционного обучения и самоконтроля.
Авторы И.А.Кожанов, А.В.Новиков, А.А.Решетов и С.В.Солобоев разработали "Компьютерный учебник по финансовой математике" (Новосибирский государственный университет) [1]. Эта программа была разработана в связи с тем, что бурное развитие финансового рынка в России предъявляет новые требования к качеству обучения в данной предметной области. Требуется не только обычный лекционный курс, но и возможность проверки полученных знаний в конкретной реальной (или гипотетической) рыночной ситуации для практического усвоения материала. Реализацией такого подхода и является данный учебник.
Учебник представляет собой размещённый в сети Internet гипертекстовый документ, содержащий текст курса по финансовой математике со стандартными свойствами перекрёстных ссылок между излагаемыми темами и активным использованием графических средств представления информации. Но основными отличительными особенностями учебника являются, во-первых, реализованные в нём вычислительные алгоритмы финансовой математики, во-вторых, непосредственный доступ к рядам финансовых данных (например, итогам торгов на биржах), распространяемым в сети Internet.
Реализованные в учебнике вычислительные алгоритмы помогут пользователю сразу проверить и применить полученные знания в реальной ситуации. Пользователь получает возможность произвести вычисления по известным и авторским детерминированным алгоритмам и даже промоделировать прогнозируемую ситуацию - в учебнике реализованы алгоритмы вычислений методом Монте-Карло (методом статистического моделирования) - наиболее сложные, трудоёмкие, но одновременно и очень мощные алгоритмы финансовых вычислений. При разработке особую сложность представляла собой эффективная реализация процедур моделирования больного количества траекторий некоторого случайного процесса для поддержки вычислений в режиме on-line.
Учебник может быть полезен как студенту, изучающему финансовую математику или срочные финансовые операции, так и финансисту-практику (в части использования алгоритмов). Использование алгоритмов не требует от пользователя практически никаких специальных знаний в области вычислительных методов и статистического моделирования (что достаточно сложно для большинства обучающихся по данной специальности, так как у них нет хорошей математической подготовки и нет возможности кодировать соответствующие алгоритмы самим).
Разработанная при создании учебника методика может быть применена при написании аналогичных интерактивных обучающих систем в любой другой предметной области, где требуется проверка и отработка знаний в реальных ситуациях и при реальных вычислениях.
Достоинством этого учебника является, несомненно, возможность не только обучаться финансовой математике, но и моделировать различные ситуации в этой области. Но в этой программе отсутствуют средства контроля и самоконтроля, что является её недостатком.
Авторы И.А.Лебедев и Н.В.Каменский разработали "Комплекс средств для разработки и представления учебных материалов, функционирующих в среде Internet". (Новосибирский государственный университет) [1]. Целью их работы было создание учебных курсов для дистанционного обучения, основанных на использовании баз данных и более сильного применения средств мультимедиа, которые предоставляет Internet. Мультимедиа технологии являются хорошей основой для создания компьютерных учебных курсов, однако реальное их использование в учебном процессе имеет эпизодический характер. В значительной мере это связано с отсутствием эффективной методики создания таких курсов, сочетающей низкие трудозатраты в построении учебных материалов с простотой их обновления и пополнения.
Перспективной технологией создания компьютерных курсов является их организация в виде Баз данных Учебных Материалов (БУМ) с публикацией в Internet. Предполагается комплект средств создания и использования учебных курсов на основе Web-технологий, что обеспечивает коллективное создание и многоразовое использование учебных материалов. Основная схема организации курсового обеспечения состоит в следующем. БУМ выполняются в виде реляционных баз данных, расположенных на SQL-сервере и имеющих гибкую структуру, настраиваемую администратором курса в соответствии со структурой учебных данных. Взаимодействие между клиентом и БУМ организуется через универсального Web-клиента (MS Internet Explorer или Netscape Navigator) и WWW сервер, работающий в паре с гибридным CGI интерфейсом.
Разработанное программное обеспечение может использоваться как лекторами и студентами при обучении, так и авторами для построения БУМ. В настоящее время построены БУМ по археологии Южной Сибири и Центральной Азии, в которых представлены материалы о средневековых кочевниках Сибири.
На основе этих материалов созданы электронные лекции [12].
Достоинством этого комплекса является его гибкость. Использование баз данных позволяет легко вносить изменения в читаемый курс. В этой программе, как и в предыдущем случае, отсутствуют средства контроля и самоконтроля, но идея использования баз данных может быть использована для их создания.
В докладе "Опыт создания системы поддержки интерактивных учебных курсов на базе WWW- и SQL- серверов" (Ш.Р.Яхин, Новосибирский гос. университет) [1], обсуждалась проблема создания компьютерных инструментальных средств для создания учебных курсов. В последнее время эта проблема приобретает всё большую актуальность в связи с развитием новых средств коммуникаций и расширением способов общения между людьми. В значительной мере это связано с развитием компьютерной сети Internet. Однако, даже при использовании традиционных подходов к организации учебных курсов, применение их на базе Internet-технологий является непростой задачей. В докладе предполагается вариант некоторых технологических решений, облегчающих этот процесс.
За основу были взяты две технологии, обеспечивающие должную универсальность и независимость, а также обладающие широкими перспективами развития. Для хранения данных и процедур их обработки был использован механизм SQL-серверов (в частности Oracle SQL Server v7), который позволяет эффективно хранить и обрабатывать большие объёмы структурированной информации. Для представления информации и реализации интерфейса взаимодействия была взята технология WWW-серверов и языка представления гипертекстовых данных HTML, обладающего развитыми средствами визуализации с применением графики, анимации, видео и звуковых вставок, программных элементов (Java) и др.
В докладе рассматриваются проблемы построения интерактивных обучающих систем на базе технологий WWW и SQL серверов. Освещаются вопросы, связанные с проблемой хранения информации и технологические аспекты реализации подобных систем. Описывается модель представления данных, которая с одной стороны, легко реализуется средствами выбранных технологий, а с другой - позволяет удовлетворить следующим требованиям к инструментальной системе поддержки учебных курсов: возможность формирования структуры учебного курса; поддержка интерактивности; возможность реализации различных методических подходов к способу изложения материала; простота составления, расширения и модификации учебных курсов; возможность использования различных форм подачи учебного материала (текст, графика, видео, звук); индивидуализация и вместе с тем возможность охвата большой аудитории людей; наличие удобного интерфейса взаимодействия; возможность сбора статистических данных и оценки изучения курса как отдельным обучающимся, так и по группам.
Сетевая система дистанционного обучения (авторы - Васильев В. Н., Домненко В. М., Родионов С. А. и Шехонин А. А., Санкт-Петербургский Государственный Институт Точной Механики и Оптики) [13] обеспечивает открытый доступ как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - нутривузовском, национальном и мировом. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники с удалённым доступом, электронные библиотеки, телеконференции студентов и преподавателей, тестирующие обучающие и аттестующие системы.
Важнейшими особенностями описываемой системы, представляющими интерес, можно считать следующие: открытость, универсальность и использование интегрированной базы данных.
Открытость системы заключается в том, что она не только предоставляет обучающие ресурсы любому пользователю-студенту, но и даёт преподавателям неограниченные возможности разработки и развития курсов дистанционного обучения с использованием как несложного для освоения входного языка, так и интерактивного рабочего места.
Универсальность обеспечивается тем, что система позволяет использовать все известные формы тестовых заданий и развитую систему сценариев работы.
Программная структура системы содержит следующие основные части:
а) HTML-броузер, обеспечивающий гипертекстовый интерфейс взаимодействия пользователя с системой;
б) приложения (Java-апплеты), обеспечивающие интерактивность и осуществляющие взаимодействие с базами данных;
в) Web-сервер, который обеспечивает передачу HTML-документов в сети;
г) сервер баз данных, на котором хранится вся информация, используемая при обучении.
Таким образом, функционирование системы происходит по эффективной, но предельно простой схеме. Работа пользователя с системой осуществляется посредством стандартных программ-броузеров HTML-страниц. Приложения (Java-апплеты) обеспечивают интерактивное взаимодействие системы с пользователем (проведения обучения, текущего контроля знаний и аттестаций), извлечение и запись информации в базы данных.
Один вопрос или задача, предлагаемые для ответа обучаемому обычно называется тестовым заданием. Совокупность тестовых заданий, предъявляемых обучаемому в определенной последовательности в соответствии со сценарием, разработанным преподавателем, будем называть тестом. В рассматриваемой системе можно использовать тестовые задания любой из четырёх основным форм:
а) закрытой, предусматривающей выбор обучаемым одного или нескольких правильных ответов из предложенного набора;
б) открытой, предусматривающей самостоятельную формулировку и ввод ответа обучаемым в виде целого числа, вещественного числа, текстового выражения;
в) на соответствие, предусматривающей установление обучаемым правильного соответствия между элементами двух множеств;
г) на установление правильной последовательности, предусматривающей указание обучаемым правильного порядка в перечисленном наборе элементов.
Особенно следует подчеркнуть возможность использования тестового задания открытой формы с тестовым ответом, в котором студент может вводить ответ в виде свободно составленного предложения или нескольких предложений. Для анализа правильности ответа используется универсальный анализатор, построенный на выделении в тексте ключевых слов -"дескрипторов" и образования из них логического выражения в соответствии с формулой, заданной преподавателем - автором теста [5].
Подводя итог, можно сказать, что данная система обладает очень богатыми возможностями. Она включает в себя и учебник, и средства контроля, и даже средства разработки вопросов. Отличительной чертой этой системы является возможность ввода ответа в виде свободно составленного предложения или нескольких предложений, что ещё раз подчёркивает её уникальность.
Программа дистанционного контроля знаний по курсу "Архитектура ЭВМ" (авторы Жуков А.А. и Магазинникова А.Л., Томский гос. университет, радиофизический факультет) [14] предназначена для повышения эффективности освоения слушателями рассматриваемого материала. Традиционные способы решения данной проблемы - проведение зачётов и экзаменов затруднительно признать достаточными. У преподавателя просто не хватает времени, чтобы подробно разобрать основные вопросы курса с каждым студентом. Поэтому приходиться прибегать к лотерее в виде билетов или контрольных вопросов. Естественно, что при таком подходе в беседе с каждым конкретным студентом многие вопросы просто не рассматриваются или рассматриваются поверхностно.
Изменить ситуацию позволяет использование программных средств для контроля знаний работающих в компьютерных сетях. В этом случае студент до беседы с преподавателем предварительно отвечает (через программу контроля знаний) на предлагаемый ему блок вопросов. Сделать он это может подключившись к компьютеру преподавателя по локальной или глобальной компьютерной сети. Результаты ответов студента сохраняются вычислительной системой и служат материалом для проверки его знаний и самостоятельности работы. Удовлетворительный результат компьютерного тестирования в этом случае можно рассматривать как допуск студента к беседе с преподавателем. Плохо подготовленный к зачёту или экзамену студент проходит тестирование повторно.
Доступ к программе контроля знаний через компьютерную сеть позволяет студенту в удобное для него время пройти тестирование и лучше усвоить материал, особенно, если автоматизированный контроль проводится регулярно в процессе чтения курса. Для преподавателя появляется возможность более глубокой проверки знаний студента и в значительной мере уменьшается вероятность общения с неподготовленными слушателями.
Авторами предлагается комплекс программ для контроля знаний, который включает в себя: базу заданий (вопросы с возможными ответами), программу контроля знаний, программу работы над ошибками, базу результатов. Программа контроля может вести таблицы успеваемости тестируемых в которых указывается количество пройденных тем, количество правильных ответов по каждой теме, результаты работы над ошибками, время, затраченное на ответы и даты сеансов работы с системой. Выдаёт на экран вспомогательную информацию: краткое описание управляющих клавиш при работе с системой, ресурсы времени и оставшееся количество вопросов по теме.
Особенностью данной программы дистанционного контроля знаний является введение временного ограничения при ответе на вопросы, а так же возможность сохранения результатов работы.
В докладе "Дистанционное обучение в гуманитарном образовании" (авторы В.П.Дёмкин, В.М. Вымятнин, Г.В.Можаева, Г.А.Тарунина, Томский государственный университет) [15] так же рассматриваются проблемы внедрения информационных технологий в образование.
Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от студента, отсутствие их непосредственного контакта в процессе обучения. В этом отношении традиционная форма обучения всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая основа передачи информации. Тем не менее дистанционная форма обучения может в значительной степени дополнить очную форму, а в некоторых случаях и улучшить её качество.
Внедрение компьютерных технологий даёт возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации. Кроме того, появление средств мультимедиа позволяет создать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Именно с появлением мультимедиа средств стала реальностью передача части учебного процесса от преподавателя компьютеру, а, следовательно, стало реальным и обучение на расстоянии. Тем не менее, все виды учебной деятельности компьютер на себя взять не может. Это утверждение очевидно для технических, естественнонаучных и физических специальностей, где обязательным является наличие лабораторного практикума, позволяющего приобрести практические навыки и мастерство.
Наиболее трудоёмкой задачей педагога-методиста при создании компьютерного учебника является обеспечение дружественного пользовательского интерфейса, стимулирующего учащегося к дальнейшему обучению. Общая структура и интерфейс компьютерного учебника должны обеспечивать помощь обучающемуся при изучении теоретического материала или при решении задач путем анализа ошибок и подсказок. Это требует от автора умения прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть при работе с компьютерным учебником.
В данном докладе программа самоконтроля не рассмотрена, но даны неплохие рекомендации по методике преподавания предметов с использованием дистанционного обучения и контроля.
1. 2. Обзор программных средств.
1.2.1. Язык HTML.
Язык HTML предназначен для формирования документов и приведения их к виду, пригодному для просмотра с помощью программ-броузеров, например Netscape Navigator или MS Explorer. Основная идея, которая преследовалась при его разработке - создать такой формат документов, который не зависел бы от типа компьютера, на котором эти документы будут просматриваться.
Сам HTML-документ представляет собой текстовый файл. В основе любого World Wide Web - документа лежат дескрипторы. Дескрипторы, которые заключаются в угловые скобки < >, описывают структуру и формат документа. Дескрипторы можно разбить на четыре группы в соответствии с выполняемыми ими функциями. Различают дескрипторы определения, описания, связи и дескрипторы, вызывающие средства мультимедиа.
Но сам по себе язык HTML, на котором создаются документы для Internet'а, является пассивным. Его даже нельзя назвать языком программирования. Он позволяет размещать на Web-страничке текст, картинки, организовывать ссылки, но не позволяет сделать Web-страничку активной. [3, 16]
Таким образом, далее следует рассмотреть средства, позволяющие сделать Web-страничку активной.
1.2.2. Язык Java.
Связанные с языком Java технологии завоевали Internet, и вполне заслуженно, потому что они внесли выполняемые элементы в документы World Wide Web. Выполняемые элементы представляют собой программы, которые вложены в эти документы и выполняются внутри них. Именно Java-технология обеспечила возможность встраивать в Web-странички, созданные с помощью языка HTML, небольшие программы на языке Java, называемые апплетами. Создатели языка Java - компания Sun Microsystems.
Язык Java является компилируемым. Программа сначала компилируется в архитектурно-независимый байт-код, который потом интерпретируется Web-броузером, поддерживающим Java. Поэтому Java-апплеты могут выполняться практически на всех аппаратных и программных платформах. [2]
1.2.3. Язык JavaScript.
Назначение языка JavaScript - такое же, как и Java - позволить сделать Web-страничку активной. В отличии от Java, JavaScript является интерпретируемым языком. Программа на языке JavaScript размещается прямо в HTML-документе в виде исходного текста и автоматически компилируется в байт-код при загрузке документа в броузер. Несмотря на некоторые сходства в синтаксисе языков, Java и JavaScript мало похожи. Java имеет очень немного средств для связи апплетов с броузером, что так необходимо разработчикам в их приложениях, в то время как JavaScript разрабатывался именно для этого.
Для авторов HTML-документов JavaScript представляет важный шаг вперед на пути к созданию HTML-приложений, которые взаимодействуют с пользователем. Таким образом, главной целью языка JavaScript является обеспечение активного взаимодействия HTML-документов с пользователем. Этот язык не претендует на то, чтобы быть полномасштабным языком программирования, такими как Java и Си. Скорее, он является расширением языка HTML, облегчающим работу пользователя с конкретным броузером. Важен тот факт, что JavaScript-программы действительно являются выполнимым содержимым документов: они физически находятся внутри HTML-документов, в отличие от Java-апплетов, которые существуют вне документов, их активизирующих.
JavaScript "вышел на сцену" в конце 1995 года и к настоящему времени стал очень популярным и поддерживается многими броузерами. Язык JavaScript был создан компанией Netscape в сотрудничестве с компанией Sun Microsystems. [2, 4]
На основе сказанного можно сформулировать задачу данной работы. Задачей данной работы являлось создание программы дистанционного самоконтроля знаний по курсу "Технология СБИС" с целью последующей интеграции его с сетевой версией электронного учебника [6].
Глава 2.
ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Программа дистанционного самоконтроля по своему смыслу должна быть доступна пользователю со своего компьютера через сеть. Так как реализация этой цели проводится средствами сети Internet, следует описать те программные средства, которые поддерживаются Internet'овскими броузерами.
Конечно, есть и такой вариант: написать программу самоконтроля на Бейсике, Си или Паскале, откомпилировать её в EXE-файл и поместить в Internet. Такой вариант, конечно возможен, но не совсем удобен: ученику придётся её переписывать на свой компьютер, а это не всегда удобно, в особенности, если компьютер не личный. Куда эстетичнее написать программу в HTML-формате и пользоваться ею, не выходя из Internet'овского броузера.
Данная программа дистанционного самоконтроля написана на языках HTML и JavaScript.
На языке HTML создана пассивная часть программы - тексты вопросов, варианты ответов, оглавление и т.д. Язык HTML был выбран, так как это единственный на сегодняшний день способ создания документов для работы с ними в Internet'е.
Для написания активной части программы (получение данных об ответах, вычисление оценки) был выбран язык JavaScript. Основания для такого выбора следующие:
а) JavaScript более приспособлен для активного взаимодействия пользователя с HTML-документом, чем Java.
б) Активная и пассивная часть программы находятся в одном документе. JavaScript-программа интерпретируется при загрузке программы в броузер. Это повышает скорость разработки и загрузки программы, так как в первом случае не нужно прибегать к помощи компилятора, а во втором - для выполнения JavaScript-программы не нужна загрузка специальных программ (как в случае с Java) - все средства обслуживания JavaScript встроены прямо в Web-броузер.
в) JavaScript, как и Java поддерживается почти всеми Web-броузерами, но на JavaScript программы создавать более просто, чем на Java. Данная программа самоконтроля не требует того, что может Java, но не может JavaScript, поэтому нет
смысла обращаться к сложной Java, когда с помощью JavaScript всё необходимое можно сделать проще, да ещё получив выигрыш в скорости, о чём говорилось выше.
Для набора программы применялись текстовые редакторы NotePad и WordPad.
Глава 3.
РЕАЛИЗАЦИЯ.
3.1. Логическая структура программы и подбор материала при составления вопросов.
Программа состоит из 8 тем:
1) рост кристаллов
2) эпитаксия
3) осаждение
4) окисление
5) диффузия
6) имплантация
7) методы сборки и герметизации
8) методы контроля и диагностики
По каждой теме предусмотрены 5 вопросов. На каждый вопрос предложены 3 варианта ответа.
Все вопросы составлялись на основе сетевой версии электронного учебника [6], а так же на основе литературы [7,8,9,10,11]. В учебнике темы разбиты на разделы. При составлении вопросов в первую очередь уделялось внимание тому, чтобы эти 5 вопросов были преимущественно из разных разделов. Вопросы составлялись так, чтобы было сложно угадать правильный ответ. Нужно знать определения, некоторые количественные характеристики.
Например, в первой теме 4-ый вопрос формулируется так: "К чему приводит примесь кислорода в кремнии" и даются 3 варианта ответа. Правильным является ответ "К формированию доноров, повышению предела текучести и образованию дефектов". Интуитивно определить, что это правильный ответ довольно сложно - здесь нужны знания, полученные из учебника. Другой пример - вопрос 5 из той же первой темы. Он формулируется так: "Что такое химическое переохлаждение" (см. рис. 1). Правильный ответ (3) можно также найти в электронном учебнике.
И несмотря на то, что при составлении вопросов приходилось обращаться к литературе, упомянутой выше, в программе нет ни одного вопроса, на который не было бы ответа в электронном учебнике.
Рис. 1. Вид экрана при ответе на 5 вопрос 1 темы.
3.2. Математическая структура программы.
Как уже говорилось выше, программа состоит из двух частей: пассивной и активной. Пассивная часть программы написана на языке HTML. Это - тексты вопросов, варианты ответов, оглавление и т.д. - то, что пользователь видит в окне броузера. Далее приведён пример, как выглядит в программе один вопрос:
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Что такое химическое переохлаждение:
<FORM>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio" CHECKED>
1) Необходимость охладить раствор для роста
кристаллов без дефектов<BR>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio">
2) Самопроизвольное охлаждение сильно
легированных растворов<BR>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio">
3) Понижение температуры кристаллизации в сильно
легированных растворах<BR>
</FORM>
Активная же часть программы дистанционного самоконтроля - это функция, написанная на языке JavaScript и активизирующаяся при нажатии кнопки "ГОТОВО" для вычисления и вывода результатов.
Программа основана на организации в HTML-документе форм и их обработке. Форма - это область гипертекстового документа, которая создаётся при помощи контейнера <FORM>...</FORM> и содержит элементы, позволяющие пользователю вводить информацию. Существуют несколько разновидностей форм - поля ввода (text field), области текста (text area), контрольные переключатели (checkbox), селекторные кнопки (radio button), списки (selection list) и другие. Всем перечисленным элементам в языке JavaScript соответствуют отдельные объекты. Программы могут обрабатывать формы непосредственно, получая значения, содержащиеся в необходимых элементах.
В данной программе использован объект radio для выбора ответа на вопрос. Объект radio представляет собой селекторную кнопку (radio button), определяемую в HTML-форме. Селекторные кнопки позволяют выбрать только один из предлагаемых вариантов. Объект radio, как уже говорилось, является свойством объекта form и должен содержаться в контейнере <FORM>...</FORM>. Синтаксис HTML-дескриптора, определяющего селекторную кнопку, следующий:
<INPUT type="radio" name="radioName" value="buttonValue"
[checked] [onClick="handlerText"]>текст
В атрибуте name задаётся имя селекторной кнопки. Необходимо помнить, что кнопки, принадлежащие к одной группе, должны иметь одинаковые значения атрибута name. Значение атрибута value возвращается серверу при передаче формы. С помощью атрибута checked можно выбрать, какая кнопка будет включена по умолчанию. Атрибут onClick позволяет при нажатии этой кнопки активизировать необходимую JavaScript-функцию (это в описываемой программе не используется).
Для вызова JavaScript-функции, которая обрабатывает введённые результаты, используется кнопка типа button, расположенная сразу после оглавления. Кнопка (button) - это область окна, которая реагирует на щелчки мыши и может активизировать оператор или функцию языка JavaScript при помощи атрибута события onClick. Кнопки также являются свойствами объекта form и должны заключаться в дескрипторы <FORM>...</FORM>. Синтаксис следующий:
<INPUT type="button" name="buttonName" value="buttonText" [onClick="handlerText"]>
Атрибут name задает имя кнопки, и в языке JavaScript ему соответствует свойство name объекта button. Атрибут value определяет надпись на кнопке. А с помощью атрибута onClick указывается необходимая функция, которая активизируется при нажатии на кнопку.
Перейдем теперь к активной части описываемой программы дистанционного самоконтроля. Эта часть расположена в заголовке HTML-документа, внутри дескрипторов <SCRIPT>...</SCRIPT>, как того требуют правила написания HTML-документов. Внутри этих дескрипторов расположена всего одна функция seeResult, которая активизируется при нажатии кнопки "ГОТОВО", анализирует введённые ответы и выводит результат.
Эта функция небольшая и устроена довольно просто. Сначала создается массив правильных ответов, определяются начальные значения переменных. Далее выполняется цикл, который и производит сравнение эталонных ответов с ответами, введёнными пользователем. И наконец, производится вычисление и вывод оценки. Для создания массива использован конструктор Array(). Заполнение массива правильными ответами производится с помощью обычного оператора присваивания. Самое важное - это получить JavaScript-функции данные о введённых ответах. Для этого используется следующий оператор:
if (document.forms[x].elements[answc[x]].checked) res+=1;
Здесь x - переменная цикла от 1 до числа вопросов (40), а answc - массив правильных ответов. Следует отметить, что это не единственный способ получить информацию о состоянии объектов типа form на Web-страничке. Наконец, вывод результатов производится с помощью метода alert.
Далее приведён фрагмент программы, в котором производится анализ результата, подсчёт числа правильных/неправильных ответов, а так же вычисление оценки и вывод результата:
// Цикл подсчёта правильных ответов:
for (var x=0; x<Ntem; x++) {
strk[x]=" Тема "+(x+1)+": "; Enum[x]=0;
for (var y=0; y<5; y++) {
num=x*5+y;
if (document.forms[num+1].elements[answC[num]].checked) res+=1
else { strk[x]+=" "+(y+1); Enum[x]=1 }
}
};
// Цикл формирования списка неправильных ответов:
for (var x=0; x<Ntem; x++)
if (Enum[x]==1) { stroka+=strk[x]+"\n" } else
stroka+=strk[x]+" Всё правильно\n";
// Вычисление оценки:
ires=Nquest-res;
per=Math.floor(100*res/Nquest);
if (per>80) otc=5;
if (per<=80 && per>60) otc=4;
if (per<=60 && per>40) otc=3;
if (per<=40 && per>20) otc=2;
// Вывод результатов:
alert("Правильных ответов: "+res+
"\nНеправильных ответов: "+ires+
"\nОценка: "+otc+
"\n"+stroka)
}
Блок-схема программы приведена на рис. 2., а полный текст программы - в приложении.
Рис. 2. Блок-схема активной части программы.
Глава 4.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ.
Для работы с программой дистанционного самоконтроля в первую очередь следует её загрузить в Internet'овский броузер. На экране появится оглавление из 8 вышеперечисленных тем (см. рис. 3).
Рис. 3. Вид экрана сразу после загрузки программы.
Пользователь должен щёлкнуть мышью по одной из 8 тем. Броузер автоматически перейдёт к началу выбранной темы. Вид экрана в этом случае показан на рис. 4. Теперь необходимо расставить правильные ответы на все 5 предложенных вопросов. В конце каждой темы сделана ссылка на оглавление, с помощью которой необходимо вернуться к нему. Пройденный раздел выделится другим цветом. После этого так же необходимо пройти тест по всем остальным темам. Далее - следует щёлкнуть мышью по кнопке "ГОТОВО", расположенной под оглавлением. После этого появится окно сообщения, в котором будут выведены результаты контроля: число правильных/неправильных ответов и оценка (см. рис. 5).
Рис. 4. Начало темы 1.
Следует привести несколько замечаний. Во-первых, при ответе на вопросы не обязательно всё время возвращаться к оглавлению - можно отвечать на вопросы подряд. Между темами сделаны большие промежутки, но их можно преодолеть с помощью линеек прокрутки или с помощью стрелок на клавиатуре. Оглавление введено только для повышения наглядности, для большего удобства пользования программой, чтобы сложнее было запутаться, какие вопросы уже отвечены, а какие - нет.
Во-вторых - при выводе результатов контроля, кроме числа правильных/неправильных ответов и оценки, выводятся и номера неправильных ответов по каждой теме! Это позволяет провести контроль по отдельной теме или нескольким темам. В этом случае следует ответить на вопросы только одной или нескольких выбранных тем и нажать кнопку "ГОТОВО". При этом на общее число правильных и неправильных ответов и на оценку не следует обращать внимания, а следует просмотреть только список неправильных ответов по выбранной теме (темам).
Рис. 5. Окно вывода результатов работы программы.
ВЫВОДЫ.
1) Рассмотрено современное состояние проблемы дистанционного обучения и контроля знаний, а так же средства, с помощью которых можно решить данную проблему.
2) Создана первая версия программы дистанционного самоконтроля знаний по курсу "Технология СБИС" на основе языков программирования HTML и JavaScript. Программа работает и в MicroSoft Explorer, и в Netscape Navigator любой версии, начиная с 2.2.
3) В будущем планируется интегрировать данную программу в среду электронного учебника.
4) Также требуется дополнить программу системой связи с преподавателем, системой учёта и ввести некоторую рандомизацию (чтобы вопросы не были фиксированными, а задавались случайно).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Материалы XXXVI международной научной студенческой конференции
"Студент и научно-технический прогресс";
Информационные технологии; Новосибирск, 1998 год.
2) Д. Мейнджер - "JavaScript: Основы программирования";
Издательская группа BHV; Киев, 1997 год.
3) Л. Джон, Б. Кэрол - "Секреты Интернет";
Изд. "Диалектика"; Киев, 1996 год.
4) А. В. Фролов, Г. В. Фролов "Сценарии JavaScript в активных
страницах Web"; Москва, "Диалог-мифи" 1998 год.
5) Б. И. Фёдоров, З. О. Джалиашвили, "Логика компьютерного диалога";
Москва, "Онега", 1994 год.
6) http://kftt.karelia.ru/~sbis/
7) "Технология СБИС" - под редакцией С. Зи;
Москва, "Мир", 1986 год.
8) У. Тилл, Дж. Лаксон, "Интегральные схемы: материалы, приборы, зготовление";
Москва, "Мир", 1985 год.
9) И. Броудай, Дж. Мерей, "Физические основы микротехнологии";
Москва, "Мир", 1985 год.
10) Я. Таруи, "Основы технологии СБИС";
Москва, "Радио и связь", 1985 год.
11) Н. А. Аваев, Ю. Е. Наумов, "Элементы сверхбольших
интегральных схем"; Москва, "Радио и связь", 1986 год.
12) www.mmedia.nsu.ru/museum
13) www.mpo.spb.ru/conference/secl/shehonin.htm
14) scr.nsu.ru/conf/nit/97/c6/node1.html
(E-mail: gyk@re.tsu.tomsk.su)
15) kleio.dcn-asu.ru/aik/internet/5.html
16) Б. Хеслоп, Л. Бадник - "HTML с самого начала";
Изд. "ПитерПресс"; С.-Петербург, 1997 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Листинг программы.
<HTML>
<HEAD>
<META CONTENT="text/html; charset=windows-1251">
<TITLE>ПРОГРАММА САМОКОНТРОЛЯ</TITLE>
<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
function seeResult() {
var Ntem=8; // Число тем
var Nquest=40; // Количество вопросов
var res=0; // Число правильных ответов
var ires=0; // Число неправильных ответов
var per=0; // Процент правильных ответов
var otc=1; // Оценка
// Создание массива ответов:
var answC=new Array(Nquest-1);
// 1 тема
answC[0]=1; answC[1]=0; answC[2]=1; answC[3]=2; answC[4]=2;
// 2 тема
answC[5]=2; answC[6]=1; answC[7]=0; answC[8]=1; answC[9]=2;
// 3 тема
answC[10]=0; answC[11]=2; answC[12]=2; answC[13]=1; answC[14]=1;
// 4 тема
answC[15]=0; answC[16]=1; answC[17]=2; answC[18]=2; answC[19]=1;
// 5 тема
answC[20]=1; answC[21]=2; answC[22]=2; answC[23]=1; answC[24]=0;
// 6 тема
answC[25]=1; answC[26]=2; answC[27]=0; answC[28]=2; answC[29]=1;
// 7 тема
answC[30]=0; answC[31]=2; answC[32]=2; answC[33]=2; answC[34]=1;
// 8 тема
answC[35]=1; answC[36]=2; answC[37]=0; answC[38]=1; answC[39]=1;
var num;
var stroka="\nНеправильные ответы:\n";
var strk=new Array(Ntem);
var Enum=new Array(Ntem);
// Цикл подсчёта правильных ответов:
for (var x=0; x<Ntem; x++) {
strk[x]=" Тема "+(x+1)+": "; Enum[x]=0;
for (var y=0; y<5; y++) {
num=x*5+y;
if (document.forms[num+1].elements[answC[num]].checked) res+=1
else { strk[x]+=" "+(y+1); Enum[x]=1 }
}
};
// Цикл формирования списка неправильных ответов:
for (var x=0; x<Ntem; x++)
if (Enum[x]==1) { stroka+=strk[x]+"\n" } else
stroka+=strk[x]+" Всё правильно\n";
// Вычисление оценки:
ires=Nquest-res;
per=Math.floor(100*res/Nquest);
if (per>80) otc=5;
if (per<=80 && per>60) otc=4;
if (per<=60 && per>40) otc=3;
if (per<=40 && per>20) otc=2;
// Вывод результатов:
alert("Правильных ответов: "+res+
"\nНеправильных ответов: "+ires+
"\nОценка: "+otc+
"\n"+stroka)
}
</SCRIPT>
</HEAD>
<BODY BGCOLOR="#C0C0C0" LINK="#00FF00" ALINK="#FF1000" VLINK="#003B8B">
<HR>
<A name="t0"><FONT SIZE=+3>Темы:</FONT><BR></A>
<FONT SIZE=+2>
<OL>
<LI><A href="#t1">Рост кристаллов</A></LI>
<LI><A href="#t2">Эпитаксия</A></LI>
<LI><A href="#t3">Осаждение</A></LI>
<LI><A href="#t4">Окисление</A></LI>
<LI><A href="#t5">Диффузия</A></LI>
<LI><A href="#t6">Имплантация</A></LI>
<LI><A href="#t7">Методы сборки и герметизации</A></LI>
<LI><A href="#t8">Методы контроля и диагностики</A></LI>
</OL>
</FONT>
<FORM>
<CENTER>
<INPUT TYPE="button" VALUE="ГОТОВО" ONCLICK="seeResult()">
</CENTER>
</FORM>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t1"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">1</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"РОСТ КРИСТАЛЛОВ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Какой материал наиболее распространен в электронной
промышленности и наиболее часто встречается в природе:
<FORM>
<INPUT NAME="qws1" TYPE="radio" CHECKED>
1) GaAs<BR>
<INPUT NAME="qws1" TYPE="radio">
2) Si<BR>
<INPUT NAME="qws1" TYPE="radio">
3) Ge<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Чем определяется скорость роста кристаллов:
<FORM>
<INPUT NAME="qws2" TYPE="radio" CHECKED>
1) Числом мест на поверхности растущего кристалла для
присоединения атомов, поступающих из жидкой фазы и
особенностями переноса на границе раздела фаз<BR>
<INPUT NAME="qws2" TYPE="radio">
2) Объёмом поверхности и температурой<BR>
<INPUT NAME="qws2" TYPE="radio">
3) Только особенностями переноса на границе
раздела фаз<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
Какого порядка предел диаметра кристалла, когда скорость
вытягивания не может быть достигнута без ухудшения степени
монокристалличности:
<FORM>
<INPUT NAME="qws3" TYPE="radio" CHECKED>
1) Миллиметры<BR>
<INPUT NAME="qws3" TYPE="radio">
2) Десятки миллиметров<BR>
<INPUT NAME="qws3" TYPE="radio">
3) Порядка сантиметра<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
К чему приводит примесь кислорода в кремнии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws4" TYPE="radio" CHECKED>
1) Формированию акцепторов и повышению
предела текучести<BR>
<INPUT NAME="qws4" TYPE="radio">
2) Только к образованию дефектов<BR>
<INPUT NAME="qws4" TYPE="radio">
3) Формированию доноров, повышению предела
текучести и образованию дефектов<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Что такое химическое переохлаждение:
<FORM>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio" CHECKED>
1) Необходимость охладить раствор для роста
кристаллов без дефектов<BR>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio">
2) Самопроизвольное охлаждение сильно
легированных растворов<BR>
<INPUT NAME="qws5" TYPE="radio">
3) Понижение температуры кристаллизации в сильно
легированных растворах<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t2"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">2</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"ЭПИТАКСИЯ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Каково назначение процесса эпитаксии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws6" TYPE="radio" CHECKED>
1) Очистка поверхности подложки<BR>
<INPUT NAME="qws6" TYPE="radio">
2) Нанесение диэлектрической пленки поверх
полупроводника<BR>
<INPUT NAME="qws6" TYPE="radio">
3) Нанесение тонкого слоя монокристаллического
полупроводника на поверхность монокристаллической
подложки<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Какая величина должна быть учтена в первую очередь
при строительстве реактора:
<FORM>
<INPUT NAME="qws7" TYPE="radio" CHECKED>
1) Коэффициент диффузии<BR>
<INPUT NAME="qws7" TYPE="radio">
2) Толщина пограничного слоя<BR>
<INPUT NAME="qws7" TYPE="radio">
3) Поток реагентов<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
В чём проявляется автолегирование:
<FORM>
<INPUT NAME="qws8" TYPE="radio" CHECKED>
1) Увеличение ширины переходной области между
слоем и подложкой<BR>
<INPUT NAME="qws8" TYPE="radio">
2) Уменьшение ширины переходной области между
слоем и подложкой<BR>
<INPUT NAME="qws8" TYPE="radio">
3) Увеличение ширины образуемого слоя<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Какой источник кремния выбирают, чтобы получить высокую
скорость роста при относительно низкой температуре:
<FORM>
<INPUT NAME="qws9" TYPE="radio" CHECKED>
1) Силан<BR>
<INPUT NAME="qws9" TYPE="radio">
2) Дихлорсилан<BR>
<INPUT NAME="qws9" TYPE="radio">
3) Трихлорсилан<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Что такое число Рейнольдса:
<FORM>
<INPUT NAME="qws10" TYPE="radio" CHECKED>
1) Параметр, описывающий скорость нанесения
полупроводникового слоя на подложку<BR>
<INPUT NAME="qws10" TYPE="radio">
2) Концентрация газа в реакторе<BR>
<INPUT NAME="qws10" TYPE="radio">
3) Безразмерный параметр, описывающий характер
течения газа в реакторе<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t3"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">3</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"ОСАЖДЕНИЕ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Для чего применяется осаждение диэлектрических плёнок:
<FORM>
<INPUT NAME="qws11" TYPE="radio" CHECKED>
1) Для формирования проводящих участков внутри схемы,
электрическая изоляция, защита поверхности<BR>
<INPUT NAME="qws11" TYPE="radio">
2) Для формирования ёмкости внутри схемы<BR>
<INPUT NAME="qws11" TYPE="radio">
3) Только для защиты поверхности<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Какие факторы влияют на осаждение:
<FORM>
<INPUT NAME="qws12" TYPE="radio" CHECKED>
1) Коэффициент диффузии<BR>
<INPUT NAME="qws12" TYPE="radio">
2) Концентрация силана и легирующей примеси<BR>
<INPUT NAME="qws12" TYPE="radio">
3) Температура, давление, концентрация силана
и легирующей примеси<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
Для чего НЕ применяется нитрид кремния:
<FORM>
<INPUT NAME="qws13" TYPE="radio" CHECKED>
1) Чтобы сделать поверхность полупроводниковых
приборов пассивной и защитить от диффузии воды
и ионов натрия<BR>
<INPUT NAME="qws13" TYPE="radio">
2) В качестве маски при локальном окислении
кремния<BR>
<INPUT NAME="qws13" TYPE="radio">
3) В качестве катализатора в реакциях окисления
кремния<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Что такое конформное воспроизведение:
<FORM>
<INPUT NAME="qws14" TYPE="radio" CHECKED>
1) Величины толщин плёнки на стенках ступеньки и
толщин на дне и на поверхности должны быть одного
порядка<BR>
<INPUT NAME="qws14" TYPE="radio">
2) Толщина плёнки на стенках ступеньки не отличается
от толщины на дне и поверхности<BR>
<INPUT NAME="qws14" TYPE="radio">
3) При воспроизведении плёнка имеет
минимум дефектов<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Где применяется легированный оксид кремния:
<FORM>
<INPUT NAME="qws15" TYPE="radio" CHECKED>
1) Изолирующая плёнка<BR>
<INPUT NAME="qws15" TYPE="radio">
2) Изоляция между металлическими слоями, покрытие
на поверхности приборов, геттерирующие слои<BR>
<INPUT NAME="qws15" TYPE="radio">
3) Маска в процессах диффузии и имплантации и
защитная плёнка<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t4"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">4</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"ОКИСЛЕНИЕ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Какой из методов, применяемых в технологии формирования
интегральных схем является ведущим:
<FORM>
<INPUT NAME="qws16" TYPE="radio" CHECKED>
1) Термическое окисление<BR>
<INPUT NAME="qws16" TYPE="radio">
2) Анодирование в растворах электролитов<BR>
<INPUT NAME="qws16" TYPE="radio">
3) Плазмохимическое анодирование<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
В каком температурном диапазоне применима модель
окисления кремния Дила-Гроува:
<FORM>
<INPUT NAME="qws17" TYPE="radio" CHECKED>
1) 300-700 градусов Цельсия<BR>
<INPUT NAME="qws17" TYPE="radio">
2) 700-1300 градусов Цельсия<BR>
<INPUT NAME="qws17" TYPE="radio">
3) 900-1100 градусов Цельсия<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
При каких условиях метод роста тонких окислов является
наиболее перспективным:
<FORM>
<INPUT NAME="qws18" TYPE="radio" CHECKED>
1) Пониженное давление, температура
700-900 градусов Цельсия<BR>
<INPUT NAME="qws18" TYPE="radio">
2) Повышенное давление, температура
700-900 градусов Цельсия<BR>
<INPUT NAME="qws18" TYPE="radio">
3) Пониженное давление, температура
900-1000 градусов Цельсия<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Какое выражение является правильным:
<FORM>
<INPUT NAME="qws19" TYPE="radio" CHECKED>
1) Константа скорости роста в 1,68 раза меньше для
кремния с ориентацией поверхности по плоскости (111),
чем по плоскости (100)<BR>
<INPUT NAME="qws19" TYPE="radio">
2) Константа скорости роста в 2,78 раза меньше для
кремния с ориентацией поверхности по плоскости (111),
чем по плоскости (100)<BR>
<INPUT NAME="qws19" TYPE="radio">
3) Константа скорости роста в 1,68 раза больше для
кремния с ориентацией поверхности по плоскости (111),
чем по плоскости (100)<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Как влияет примесь натрия на рост и свойства кристалла:
<FORM>
<INPUT NAME="qws20" TYPE="radio" CHECKED>
1) Замедляет диффузию и увеличивает концентрацию
кислорода в окисле<BR>
<INPUT NAME="qws20" TYPE="radio">
2) Ускоряет диффузию и увеличивает концентрацию
кислорода в окисле<BR>
<INPUT NAME="qws20" TYPE="radio">
3) Ускоряет диффузию и уменьшает концентрацию
кислорода в окисле<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t5"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">5</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"ДИФФУЗИЯ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Что такое металлургический переход:
<FORM>
<INPUT NAME="qws21" TYPE="radio" CHECKED>
1) Граница раздела подложки и диффузионного слоя<BR>
<INPUT NAME="qws21" TYPE="radio">
2) Глубина, на которой концентрация диффузионной
примеси равняется концентрации исходной примеси
в подложке<BR>
<INPUT NAME="qws21" TYPE="radio">
3) Глубина, на которой концентрация диффузионной
и исходной примеси меняется скачком<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Для кристаллов с каким типом решётки наиболее вероятен
вакансионный механизм диффузии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws22" TYPE="radio" CHECKED>
1) С гранецентрированной ромбической<BR>
<INPUT NAME="qws22" TYPE="radio">
2) С объёмоцентрированной кубической<BR>
<INPUT NAME="qws22" TYPE="radio">
3) С гранецентрированной кубической<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
При какой минимальной концентрации мышьяка
образуются кластеры:
<FORM>
<INPUT NAME="qws23" TYPE="radio" CHECKED>
1) 10^23 см-3<BR>
<INPUT NAME="qws23" TYPE="radio">
2) 10^21 см-3<BR>
<INPUT NAME="qws23" TYPE="radio">
3) 10^20 см-3<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Для чего НЕ используются диффузионные методы:
<FORM>
<INPUT NAME="qws24" TYPE="radio" CHECKED>
1) Для формирования базовых и эмиттерных областей
и резисторов в биполярной технологии<BR>
<INPUT NAME="qws24" TYPE="radio">
2) Для создания затвора в полевых транзисторах<BR>
<INPUT NAME="qws24" TYPE="radio">
3) Для легирования п/к<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
От чего зависит равновесный коэффициент:
<FORM>
<INPUT NAME="qws25" TYPE="radio" CHECKED>
1) От химических потенциалов на ГРФ, кинетики
перераспределения примеси на ГРФ и коэффициента
диффузии примеси в оксиде кремния<BR>
<INPUT NAME="qws25" TYPE="radio">
2) От химических потенциалов на ГРФ и коэффициента
диффузии примеси в оксиде кремния<BR>
<INPUT NAME="qws25" TYPE="radio">
3) Только от химических потенциалов на ГРФ<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t6"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">6</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">"ИМПЛАНТАЦИЯ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Какие столкновения при внедрении ионов приводят к
смещению атомов кремния:
<FORM>
<INPUT NAME="qws26" TYPE="radio" CHECKED>
1) Электронные<BR>
<INPUT NAME="qws26" TYPE="radio">
2) Ядерные<BR>
<INPUT NAME="qws26" TYPE="radio">
3) Электронные и ядерные<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Какие параметры должны быть незначительны в процессе
торможения, чтобы можно было бы оценить общую энергию
ионов, вносящих вклад в смещение атомов:
<FORM>
<INPUT NAME="qws27" TYPE="radio" CHECKED>
1) Эффекты насыщения<BR>
<INPUT NAME="qws27" TYPE="radio">
2) Каналирование и тепловая диффузия<BR>
<INPUT NAME="qws27" TYPE="radio">
3) Каналирование, тепловая диффузия и
эффекты насыщения<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
Какие процессы происходят при отжиге:
<FORM>
<INPUT NAME="qws28" TYPE="radio" CHECKED>
1) Увеличение содержания свободных носителей
и уменьшение разупорядочения кристаллической
структуры<BR>
<INPUT NAME="qws28" TYPE="radio">
2) Уменьшение содержания свободных носителей
и уменьшение разупорядочения кристаллической
структуры<BR>
<INPUT NAME="qws28" TYPE="radio">
3) Увеличение содержания свободных носителей
и увеличение числа дефектов<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Как изменяется активность с увеличением температуры в
случае малой дозы имплантированной примеси:
<FORM>
<INPUT NAME="qws29" TYPE="radio" CHECKED>
1) Равномерно уменьшается<BR>
<INPUT NAME="qws29" TYPE="radio">
2) Логарифмически уменьшается<BR>
<INPUT NAME="qws29" TYPE="radio">
3) Равномерно увеличивается<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Какое преимущество метода ионной имлантации
является основным:
<FORM>
<INPUT NAME="qws30" TYPE="radio" CHECKED>
1) Более высокая однородность и воспроизводимость<BR>
<INPUT NAME="qws30" TYPE="radio">
2) Точность управления количеством внедрённых
атомов примеси<BR>
<INPUT NAME="qws30" TYPE="radio">
3) Возможность плавно регулировать пороговое
напряжение МОП-транзисторов в широких пределах,
меняя уровень легирования<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR><BR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t7"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">7</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">
"МЕТОДЫ СБОРКИ И ГЕРМЕТИЗАЦИИ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
С какими проблемами сталкиваются при сборке и герметизации:
<FORM>
<INPUT NAME="qws31" TYPE="radio" CHECKED>
1) Проблема расширения функциональных возможностей ИС
и быстрое повышение числа элементов на кристалле<BR>
<INPUT NAME="qws31" TYPE="radio">
2) Только проблема расширения функциональных
возможностей ИС<BR>
<INPUT NAME="qws31" TYPE="radio">
3) Только проблема быстрого повышения
числа элементов на кристалле<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Какой слой наносят перед тем, как поместить кристалл в камеру
с пониженным давлением (в методе перевёрнутого кристалла):
<FORM>
<INPUT NAME="qws32" TYPE="radio" CHECKED>
1) Cr-Cu<BR>
<INPUT NAME="qws32" TYPE="radio">
2) Cr-Sn<BR>
<INPUT NAME="qws32" TYPE="radio">
3) Pl-Sn<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
Какие преимущества имеет метод перевёрнутого кристалла:
<FORM>
<INPUT NAME="qws33" TYPE="radio" CHECKED>
1) Малая протяжённость межкомпонентных соединений
и улучшение теплоёмкости<BR>
<INPUT NAME="qws33" TYPE="radio">
2) Матричное расположение контактных площадок и
легкость герметизации<BR>
<INPUT NAME="qws33" TYPE="radio">
3) Матричное расположение контактных площадок и
малая протяжённость межкомпонентных соединений<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Каким материалом выполняют контактные площадки в методе
перевёрнутого кристалла:
<FORM>
<INPUT NAME="qws34" TYPE="radio" CHECKED>
1) Al<BR>
<INPUT NAME="qws34" TYPE="radio">
2) Cu<BR>
<INPUT NAME="qws34" TYPE="radio">
3) Au<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Какие бывают типы корпусов:
<FORM>
<INPUT NAME="qws35" TYPE="radio" CHECKED>
1) Тугоплавкая пластмасса и формованная керамика<BR>
<INPUT NAME="qws35" TYPE="radio">
2) Тугоплавкая керамика и формованная пластмасса<BR>
<INPUT NAME="qws35" TYPE="radio">
3) Тугоплавкая керамика и тугоплавкая пластмасса<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
<CENTER><BR><FONT SIZE=+2>
<A name="t8"><FONT COLOR="#009900">ТЕМА </FONT>
<FONT COLOR="#FF0000">8</FONT><BR></A>
<I><FONT COLOR="#009900">
"МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ"</FONT></I>
</FONT></CENTER>
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 1</B></FONT><BR>
Каково пространственное разрешение метода растровой
электронной микроскопии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws36" TYPE="radio" CHECKED>
1) менее 1 нм<BR>
<INPUT NAME="qws36" TYPE="radio">
2) менее 10 нм<BR>
<INPUT NAME="qws36" TYPE="radio">
3) менее 100 нм<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 2</B></FONT><BR>
Какое излучение несет полезную информацию в методе
растровой электронной микроскопии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws37" TYPE="radio" CHECKED>
1) Рентгеновские лучи<BR>
<INPUT NAME="qws37" TYPE="radio">
2) Вторичные и отражённые электроны<BR>
<INPUT NAME="qws37" TYPE="radio">
3) Все три вышеперечисленные<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 3</B></FONT><BR>
Какой должна быть максимальная толщина кремния, чтобы
можно было применить метод просвечивающей электронной
микроскопии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws38" TYPE="radio" CHECKED>
1) 1.5 мкм<BR>
<INPUT NAME="qws38" TYPE="radio">
2) 3 мкм<BR>
<INPUT NAME="qws38" TYPE="radio">
3) 10 мкм<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 4</B></FONT><BR>
Для чего может применяться метод Оже-спектроскопии:
<FORM>
<INPUT NAME="qws39" TYPE="radio" CHECKED>
1) Для анализа глубинных слоёв<BR>
<INPUT NAME="qws39" TYPE="radio">
2) Для анализа поверхностной области<BR>
<INPUT NAME="qws39" TYPE="radio">
3) Это универсальный метод<BR>
</FORM>
<HR WIDTH="34%">
<BR><FONT COLOR="#000099"><B>ВОПРОС 5</B></FONT><BR>
Какие нейтроны применяются в нейтронно-активационном
методе:
<FORM>
<INPUT NAME="qws40" TYPE="radio" CHECKED>
1) Быстрые<BR>
<INPUT NAME="qws40" TYPE="radio">
2) Тепловые<BR>
<INPUT NAME="qws40" TYPE="radio">
3) Различные для различных видов исследований<BR>
</FORM>
<CENTER><FONT SIZE=+2>
<A href="#t0">Список тем</A></FONT></CENTER>
<HR>
</BODY>
</HTML>